Армения. День первый. Kotayk.

В Ереван  мы прилетели очень ранним утром. Со мной были еще 3 очаровательные девушки, которых я раньше

У храма Garni.

близко не знала. Эта поездка была призвана сплотить нас в одну большую семью.
Название аэропорта Еревана – Zvartnots, или «место ангелов». Недалеко от него располагается одноименная старинная церковь, одна из немногих сохранившихся круглых церквей Армении. В аэропорту мы познакомились с итальянцами, благо в нашей дружной команде была эксперт по итальянскому языку. Впоследствии с этими и другими итальянскими гражданами мы то и дело пересекались. Как выяснилось, эта нация – самый частый гость в Армении.
Нас встретили гид и водитель. В нашем распоряжении 14-местный комфортабельный мерседес-бенц, и мы направляемся к нашему отелю, где у нас будет возможность подремать после ночного перелета, позавтракать и с новыми силами поехать в область Kotayk.
Девушка, благодаря которой сей тур стал реальностью, присоединилась к нам в отеле: прилетев на несколько дней раньше, она уже успела повидать родственников в родной Армении.

Надписи на арабском.

Наш первый пункт назначения – Garni. Это храм I века, построенный в греко-римском стиле. Король, при котором было начато строительство, назвал храм в честь своего внука Garnik’а, а уже позже название видоизменилось. В храме 24 колонны, которые работали, как солнечные часы. Более того, 24 было не случайным числом: 2+4=6, а 6 – символ совершенства для армян, 2*4=8, а 8 – символ бесконечности. К входу ведут высокие ступеньки, поэтому волей-неволей преклоняешься перед божеством,

Храм Garni в греко-римском стиле.

находящимся внутри храма. На стенах можно увидеть множество надписей, как на старо-армянском, так и на арабском языках. В храме нас атаковали персиянки, жаждущие общих фотографий и видео. Возможно, наша одежда привлекла их внимание, может, лица, но вырваться из их объятий удалось не сразу.

Мозаика

От храма Garni мы прошли к зданию бань III века. Здесь сохранились трубы, по которым текла вода, а так же специальные комнаты для горячей, теплой и холодной воды. В зале для раздевания на полу сохранилась старинная мозаика, на который можно было увидеть рыб, русалок и других обитателей подводного мира и надпись, которая гласила: «Мы не получили и куска тухлой рыбы со дна океана», что означало, что строители не получили плату за свою работу, хотя это и было не так.
У подножия храма Garni располагаются руины круглой церкви VII века, разрушенной землетрясением.

Ущелье

Если глянуть вниз, то взору открывается удивительно красивое ущелье, куда мы чуть позже спустились с проводником.
Проводник запасся палкой, которой стучал по земле и кустам, отгоняя змей, которых в Армении в изобилии. К моему сожалению, змеюк увидеть так и не удалось: все было спокойно. Ущелье это из базальтовых пород, кажется, будто это гигантские окаменевшие пчелиные соты. Это место называют также «симфонией камня». И действительно, стены ущелья похожи на огромный орган. Рядом течет горная река, где мы не преминули помочить ножки. Меня очень огорчило, что река полна мусора. Местные жители частенько попросту выбрасывают все ненужное в реку, течение несет мусор дальше и дальше… Первое, что мне бросилось в глаза в Армении – э то наличие многочисленных источников, фонтанчиков с

Круглая церковь, разрушенная землетрясением.

чистейшей питьевой водой. Так, когда мы гуляли по ущелью, нас совершенно не мучила жажда, ведь всегда было где напиться.
От ущелья мы поехали на долгожданный обед, но перед пиршеством нас ожидало множество сюрпризов. Сначала девчонки заметили змею и сразу же сказали мне. Я долго выискивала ее глазами, а когда-таки увидела, то пришла в неописуемый восторг и стала включать свой фотоаппарат. Но пока я копалась с техникой, испуганная змея благополучно уползла. На этом сюрпризы не закончились. Нас проводили в небольшое помещение, где женщины пекли настоящий армянский лаваш. Одна раскатывала тесто

Базальтовые породы ущелья.

скалкой (кстати говоря, для приготовления теста не используются дрожжи), другая получившуюся лепешку растягивала на специальной подушке, присыпала мукой, смазывала сверху яичным желтком, а после прилепляла подушкой эту лепешку к стенке печки. Печка расположена под полом, выглядит, как срезанный конус, в низу которого находятся горячие угли.

Горная река

Лаваш, прикрепленный к стенке, сушился и поджаривался, а по мере готовности третья женщина подцепляла его хваталкой и вытаскивала. Лаваш получался вкуснейший, тоненький, хрустящий. Мы наблюдали за процессом и ели лаваш с соленым сыром. Потом наша отважная спутница самостоятельно изготовила лаваш. Подушка оказалась легкой, набитой целлофаном, а также у нее имелась ручка для маневренности. Мы узнали, что лаваш каждая семья готовит редко, пару раз в год. Продукт хорошо хранится, и нет необходимости в постоянном приготовлении. Конечно же, для

Печка для лаваша

туристов готовят гораздо чаще.
Нас пригласили в дом. Это очень красивое место, стены дома и прилегающих к нему строений покрыты росписью. Картины рисует владелец дома, другой же владелец – мастер ковки: все металлические решетки, заборчики и ограждения выполнены им собственноручно. Мы очень душевно и вкусно поели. Самое запоминающееся из всех превосходных блюд – форель. Сравнить такую вкуснейшую форель я могу только  с

В доме местных жителей

той, которую я когда-то ела в одном местечке в Турции. Форель выращивают в специальных бассейнах с родниковой водой, а на готовку идет только свежевыловленная рыба. Здесь же я впервые отведала гранатового вина – надо сказать, что это отменное вино, эдакая визитная карточка Армении, а вкус его ни с чем нельзя сравнить. Перед чаепитием мы спустились вниз, на смотровую площадку, откуда открывается вид на ущелье, а так же на полуразрушенную церковь. Нам дали на пробу свежие грецкие орехи. Сначала мне они не понравились: слишком горькие. Нам

Первая встреча с дудуком

говорили, что надо снимать какую-то кожицу, но мягкую скорлупу я уже снимала, а вкус не менялся. Спустя некоторое время я поняла, что кожица – это тонкая, почти не отличающаяся по цвету от ореха пленка, которая и придает ему горький вкус. А с правильной очисткой грецкие орехи становились сладкими и очень вкусными. Обратно нам удалось подняться не сразу: осы облюбовали какое-то растение и пытались атаковать нас.

Попробуй, попади!

После чае-кофепития, те, кто пил кофе, гадал на кофейной гуще: мы видели горы, животных и другие исключительно позитивные картинки.
Следующий пункт нашего назначения был монастырь Geghard, построенный в XIII веке. Прямо у входа я встретила мужчин, играющих на дудуке, и решила во что бы то ни стало приобрести этот музыкальный инструмент и научиться на нем играть. У стены монастыря можно увидеть выбоины в скале, в которых лежали маленькие камушки. Как нам сказала гид, если кинуть

Герб

камушек в одно из этих окошек, да так, чтобы он там остался лежать, то желание всенепременно сбудется. Но кидать можно не больше 3 раз. Я попробовала все три: камушки не то что попадали, они даже не долетали до ямок! Так что это не так-то просто.
Во дворе монастыря лежит огромный камень. Говорят, когда-то он откололся от скалы и рухнул, никого при это не покалечив. Однако служители камень не убрали, а лишь высекли на нем дату.

Вид на кельи монастыря.

Перед нами предстал во всем великолепии монастырь с его капеллами, притвором, церковью, красивыми хачкарами. Поодаль этого комплекса в скале вырыты кельи, где когда-то жили и молились монахи, а также старинная церковь. В одной из комнатушек монастыря всегда собирается много народа: там находится святой источник, где люди омываются, в надежде излечиться от болезней.
На втором этаже монастыря расположена музыкальная школа VIII века. Нигде вы не услышите такой потрясающей акустики. К сожалению, священники не разрешают здесь петь, а жаль! Голос звучит в этом месте громко, глубоко, красиво. Мы, пока никого из священнослужителей не было рядом, немного попели.

Вид на монастырь из кельи.

Со двора монастыря хорошо видна скала, на верху которой стоит флаг (к сожалению, я не смогла разглядеть, какой стране он принадлежит) и у вершины в самой скале стоит металлический крест. Это дело рук студентов, которые взобрались на вершину и совершили такое необычное паломничество.

Металлический крест и флаг.

От монастыря мы поехали к нашему отелю в Nork, который располагается неподалеку от Еревана. До ужина нам удалось поплавать в открытом бассейне отеля, где было достаточно чисто, и единственный минус  – это  хлорированная вода.
Ужин нас ждал в ресторане Еревана. Больше всего из вкуснейшей еды мне запомнился запеченный персик, политый сиропом.
За этот день мы пережили столько событий, что вечером нам уже казалось, что приехали мы не сегодня, а три дня назад.