Армения. День пятый.Tavush \ Gegharkunik.

Озеро в национальном парке Дилижан

В этот день встать пришлось рано: в попытке перегнать итальянскую группу мы выехали ни свет, ни заря в национальный парк Дилижан. Это одно из немногих мест в Армении, где есть лес. Помимо леса есть также озеро, в котором плавают не очень

Высохший ручей

дружелюбные гуси. В парке меня охватило ощущение пришедшей осени: рыже-желтые листочки, мирно плавающие в озере, уже пожелтевшая то ли от жары, то ли от времени (ведь уже поздний август – почти осень по меркам Армении!) крона деревьев, тропинки, покрытые высохшими серо-коричневыми листьями. В столь ранний час в этом обычно многолюдном месте было тихо. Наслаждаясь необычным лесным пейзажем, мы с проводником пошли к монастырю XII века Goshavank.

Недружелюбный гусь

Лес и горы

Двигаться по лесу было не так-то просто: иногда приходилось пробираться через бурелом, чтобы сократить дорогу, иногда переходить по деревянному мостку, под которым раньше тек ручей, а сейчас – лишь высохшее русло.  По дороге нам попадались большие величественные старые деревья, которые невозможно обхватить руками одному человеку.

Из леса тропинка нас вывела на поле со скошенной травой. Трава была аккуратно собрана в стога, при этом, если смотреть издалека, казалось, что поле полосатое, и усеяно забавными кочками.  Здесь мы решили отдохнуть и насладиться природой:  с этого поля был прекрасный вид на поросшие лесами и купающиеся в облаках горы.

Полосатые луга

Оставалось лишь полпути, а итальянская группа уж нас настигала. Так как ни у кого не было желания слушать гогот итальянских туристов, мы сразу же двинулись дальше. По дороге нам попадались одиноко стоящие хачкары. Следующий, и последний, привал мы

Одинокий хачкар

сделали на горе, у подножия которой и располагался монастырь Goshavank. Проводник показал нам найденный им агат: оказалось, этих камешков здесь очень много. Мы собрали несколько, и двинулись дальше, по извилистой крутой тропке.

У монастыря располагалось много торговых лавок. Место достаточно оживленное. По дороге снуют машины, люди, ослы, нагруженные дровами, и даже грузовики, которых почти не видно из-за наваленного в них сена. Оказывается, не только монастырь построен здесь, но и церквушка, расположенная совсем недалеко и совсем

В музее

недавно открывшаяся для прихожан. За монастырем расположен музей, который сначала мы и посетили. Здесь было все, или почти все, найденное на раскопках у Гошаванка: различная утварь, керамика, приспособления для перемалывания зерна, прялки, чучела птиц, картины, ковры, даже люстры. Были также и трубы для доставки воды и молока, которые отличались друг от друга тем, что у труб для молока было двойное строение: труба в трубе. Здесь стоял и старый  граммофон.

Асернагортс

Из музея мы прямиком последовали в Goshavank. Назван монастырь в честь великого ученого Гоша, который преподавал юридические науки, философию, языки другим ученым людям. С виду неприметный, этот монастырь запомнился мне двумя вещами: своим расположением у

подножия горы, почти закрывающей его, и своим украшением – хачкаром. Это очень красивый ажурный «рукодельный»  хачкар  Асернагортс, чье название в переводе на

У алтаря

русский язык значит «работа иголочкой».

Посмотрев монастырь,  мы едем к Севану плавать. По дороге мы заехали в старый Дилижан, прогулялись по торговым рядам, посмотрели на необычные каменные дома с красивыми деревянными балконами, украшенными резьбой. Подъехав к Севану, мы устроили обед на общественном оживленном пляже недалеко от монастыря Sevanavank. Водители экскурсионных автобусов приходили на нас поглазеть, так как весть о путешествующих по Армении пяти русских девушках быстро разнеслась по свету. Вода в Севане очень холодная, берег – галька, острая и крупная. Заплывать далеко нельзя. Плавать близко не очень-то хочется: многочисленные иранцы сверху рассматривали девушек (вода кристально прозрачная!) и комментировали, а потом пытались подсесть за наш столик… В связи с этим, мы довольно-таки быстро ретировались и уехали к отелю

Монастырь Гошаванк

Грузовичок

на берегу Севана. Здесь совсем другая атмосфера: тихо, спокойно. У берега озера – тенистая аллея, где на деревьях развешаны уютные гамаки. Побережье так же украшает яхта бывшего президента Армении.

Нам довелось поужинать в ресторане для высоких и важных персон, который ничем не отличался от обычного ресторана.

Ветер по вечерам у Севана очень сильный. (Полотенце, повешенное на балкон, куда-то улетело, и лишь благодаря случайности я заметила его лежащим на балконе этажом ниже. К счастью, номер под нами пустовал, полотенце было благополучно возвращено.)

Старый Дилижан

Прекрасный Севан

Наш водитель вечером показывал разные фокусы с картами. Так или иначе, любой фокус можно разгадать, нужно лишь быть внимательным. Правда, иногда попадаются чертовски сложные фокусы и необычайно ловкие фокусники.

Ночной Севан еще прекраснее дневного, особенно в полнолуние. Однако, долго гулять не придется: уж очень холодный ветер.